Вернуться к списку новостей

Как внедрить юридически значимый электронный документооборот и полностью отказаться от бумажного

Наш кейс по внедрению юридически значимого электронного документооборота для внутренних документов в одной из горнодобывающих компаний России позволило исключила затраты на печать, физическое хранение и ручную обработку документов.
Организация подписания самописных документов УКЭП непосредственно в «1С:ERP» с использованием «1С:Клиент ЭДО» в качестве сервисной платформы.

Клиент: Одно из крупнейших региональных предприятий России, которое ведёт разработки месторождений с последующей реализацией сырья.

Задача: Компании потребовалось перевести процесс подписания внутренних самописных документов собственной разработки с бумажного носителя на электронный. Ключевые требования к задаче были следующими:

– Необходимо подписывать документы усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) для придания им юридической значимости.

– Хранить подписанные документы непосредственно в учётной системе «1С:ERP Управление холдингом».

– Не отправлять документы контрагентам через ЭДО, так как они предназначены для внутреннего использования.

Также решение должно было работать именно с модифицированными документами компании, а не только с типовыми формами.

Изначальная задача усложнялась тем, что в существующей версии ERP не хватало необходимого функционала, который появился лишь в более поздних релизах.

Решение:

Была разработана и внедрена двухкомпонентная схема с использованием программы-посредника.

Ход работы можно представить следующим образом:

1. Развёртывание сервисной системы «1С:Клиент ЭДО»

Была развёрнута отдельная учётная система «1С:Клиент ЭДО Базовая», которая выступила в роли технического посредника.

В этой системе была заведена учётная запись ЭДО для самой же компании. Это позволило настроить в основную ERP-систему обмен с «самой собой» как с условным контрагентом.

2. Доработка самописных документов в «1С:ERP»

Поскольку документы были нестандартными, они были дополнительно доработаны. Цель доработок — обеспечить соответствие техническим требованиям формата «1С:ЭДО» для корректного формирования подписываемого файла.

3. Настройка типового функционала в «1С:ERP»

В основной системе был активирован типовой механизм, позволяющий разделить процессы подписания и отправки документа. Это дало возможность подписать документ УКЭП и сохранить его в базе, не выполняя операцию отправки.

Итоговая схема работы

  1. Документ создается в «1С:ERP».
  2. Оператор использует функцию «Подписать» (без отправки).
  3. В документе появляется соответствующий синий штамп ЭЦП, кнопка «Подписать» заменяется на «Отправить», но не используется (вместо этого документ принудительно закрывается).
  4. Юридически значимый электронный документ сохраняется в «1С:ERP».

Сложности работы над проектом

Реализация проекта сопровождалась рядом вызовов, основными из которых являлись следующие:

– Взаимодействие на этапе тестирования. Каждый этап требовал активного участия заказчика, так как для валидации процессов была необходима реальная усиленная квалифицированная электронная подпись.

– Несоответствие самописных документов. Многие внутренние документы изначально не имели обязательных реквизитов (например, тех, что требуются для формирования типового файла в 1С:ЭДО), что потребовало их анализа и доработки.

– Ограничения функциональности версии. На момент начала работ в используемой версии «1С:ERP» отсутствовал некоторый необходимый функционал, что повлияло на выбор архитектуры решения.

Результат для клиента

– Полный отказ от бумажного документооборота для внутренних самописных документов. Компания исключила затраты на печать, физическое хранение и ручную обработку документов.

– Создание юридически значимого электронного архива внутренних документов, подписанных УКЭП, непосредственно в основной учетной системе «1С:ERP».

– Повышение безопасности и разграничение обязанностей. Внедрённый механизм позволяет разделить права сотрудников на подписание документов и на их отправку (если она потребуется в будущем).

– Готовая и масштабируемая схема. Решение заложило основу для дальнейшего расширения использования ЭДО внутри компании.

На финальном этапе проводится валидация доработанных документов на соответствие требованиям 1С:ЭДО, что займет не более одной недели.

Используемый стек технологий:

*   Платформа: 1С:Предприятие 8.3.27.1719

*   Основная система: 1С:ERP Управление холдингом 3.2.8.9

*   Сервисная система: 1С:Клиент ЭДО Базовая, редакция 2.9 (2.9.15.21)


Если вам нужна помощь или консультации по автоматизации и настройке внутреннего электронного документооборота вашего предприятия, то обращайтесь в Центр консалтинговых проектов. Наши эксперты готовы предложить вам лучшие решения и поддержку.
Подписывайтесь на нас в ВК и в Телеграме чтобы быть в курсе последних новостей и обновлений!